На протяжении ряда лет «бизнес» и власть строят диалог, способствующий экономическому и техническому развитию России, повышению уровня благосостояния граждан Российской Федерации, укреплению обороноспособности Государства. И диалог этот ведется, если можно так сказать, в формате «обратной связи», т.е. власть и бизнес слышат друг друга. В этой цепочке взаимодействия, в качестве одной из сторон диалога выступает Налоговая служба Российской Федерации.
Миссия ФНС России - эффективная контрольно-надзорная деятельность и высокое качество предоставляемых услуг для законного, прозрачного и комфортного ведения бизнеса, обеспечения соблюдения прав налогоплательщиков и формирования финансовой основы деятельности государства.
Конечно, основная задача налоговых органов Российской Федерации – это осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Здесь необходимо сказать о том, что налоговая служба осуществляет этот контроль не только путём проведения налоговых проверок, но и также путём выстраивания диалога с добросовестными налогоплательщиками в рамках комиссий по легализации налоговой базы. Об этом свидетельствует тенденция сокращения количества выездных проверок, проводимых налоговыми органами Российской Федерации.
Работа комиссий по легализации налоговой базы построена на основе диалога с налогоплательщиками и предполагает получения результата, который не повлечёт за собой «нежелательных» последствий для бизнеса, в том числе, таких как штрафные санкции и в тоже время не приведёт к потерям бюджета Российской Федерации. Этот диалог со стороны налоговых органов нацелен на побуждение налогоплательщиков к самостоятельному уточнению своих налоговых обязательств. Выступая инициатором такого диалога, налоговые органы владеют необходимой информацией, для того чтобы аргументированно разъяснить представителям второй стороны диалога, какие финансово-хозяйственные операции уже повлекли, или могут повлечь к искажению показателей отчетности и, соответственно, налоговых обязательств по уплате причитающихся сумм налогов и готовы выслушать, скажу больше и услышать аргументы бизнеса. В связи с этим, на региональном уровне созданы рабочие группы, участвующие в проведении пилотного проекта по развитию методов побуждения налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств. В рамках данного пилотного проекта в 2015 году Межрайонной ИФНС России № 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре на комиссии по легализации налоговой базы заслушан 1 представитель, осуществляющий деятельность в отрасли «строительство». В 2016 году данной форме контроля планируется уделить особое внимание, наравне с камеральными и выездными проверками.
Социально – экономическое развитие автономного округа в первом квартале текущего года можно оценить, как удовлетворительное, со стабильной динамикой основных показателей. Несмотря на реалии настоящего времени, отмечен рост Индекса промышленного производства, однако наблюдался снижение объемов работ, выполненных по виду экономической деятельности «строительство». Так по итогам 2012 года объем выполненных работ в строительстве на территории округа составил 204 025,9 млн. руб., введено в действие жилых домов – 532,9 тыс. кв. м. А в первом квартале текущего года объем работ, выполненный строительными организациями составил 16 078,2 млн. руб., введено в действие всего 101,8 тыс. кв.м.
Исполнительную власть округа не может не беспокоить данная ситуация, а равно и налоговые органы тоже. Это, прежде всего, и рабочие места, и жилье, и доходы бюджета автономного округа.
Объяснения и причины, оказавшие влияние на снижение объемов выполненных работ, в «привязке» к отрасли строительство, а именно по виду деятельности производство общестроительных работ по возведению зданий и сооружений, ОКВЭД – 45.21. так как эта группировка включает: производство общестроительных работ по возведению зданий всех типов: жилых, торговых, производственных и т.п., включая производство работ по расширению, реконструкции и восстановлению зданий.
В округе состоят на учете более 40 тысяч организаций, из них 572 – это организации разных форм собственности, применяющих общий режим налогообложения и осуществляющих деятельность в сфере производства общестроительных работ. Величина налогового разрыва в целом по данному виду деятельности самая значительная среди всех отраслей в округе. В цифрах – это 5 643 304 375 рублей. При этом доля выручки у организаций, входящих в ОКВЭД – 45.21 в общей доле выручки организаций, осуществляющих деятельность на территории Ханты – Мансийского автономного округа также самая значительная (14,97%), такой «разбег» в указанных показателях свидетельствует о рисках в этом сегменте рынка. Это не может не беспокоить налоговые органы. Это, прежде всего, доходы бюджета автономного округа, а значит и повышение уровня нашего с вами благосостояния и уровня жизни.
Налоговая служба контролируют процесс надлежащего исполнения налоговых обязательств и пополнение бюджета, а значит реагирует на такой разрыв.
Прибегнув к форме контроля в виде выездных проверок в 2014 году налоговые органы округа провели 67 проверок в отношении строителей, в первом квартале текущего года 22-е. По результатам этих проверок установили причины налогового разрыва – наличие неподлежащих налогообложению объектов (сделок), льготы, затраты, связанные с инвестпроектами, которые правомерно заявлены налогоплательщиками. Это объективные причины.
Но кроме объективных причин выявлены факты, повлекшие нарушения налогового законодательства – это ошибки в определении временного промежутка, в котором следует принимать к учету суммы расходов при определении налоговой базы по прибыли или вычеты по НДС, имеет место быть привлечение к выполнению работ нелегальной рабочей силы, а также сделки, направленные на занижение налоговой базы в результате взаимодействия с цепочкой контрагентов без экономически обоснованной цели. Последний фактор особо беспокоит. Необходимо понимать, что налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств, направленный на финансовое обеспечение деятельности государства и муниципальных образований, а в конечном итоге каждого из нас.
При выявлении такого рода нарушения, проще говоря, при наличии сделок с фирмами – «однодневками» для искоренения такой модели поведения, маховик государственной машины начинает крутиться на полную катушку, во взаимодействии налоговых органов, правоохранительных и следственных органов и органов прокуратуры.
Так в 2014 году материалы 20 выездных проверок в отношении строителей переданы в правоохранительные и следственные органы. Возбуждено 4 уголовных дела на общую сумму неуплаченных, сокрытых налогов и денежных средств в размере 172 965 тысяч рублей. До передачи материалов в суд из указанной суммы уже поступило в бюджет 34 719 тысяч рублей.
За 5 месяцев 2015 года в следственные органы переданы материалы по 10 выездным налоговым проверкам организаций строительной отрасли, для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовных дел по статьям 198, 199 Уголовного кодекса Российской Федерации. Сумма неуплаты налогов по этим делам составила 172 207 тысяч рублей.
Нужно сказать, что налоговые органы отстаивают свою позицию и в тех случаях, когда представители бизнеса, реализуя свои гражданские права, заходят в судебный процесс. В 2013-2014 годах принято 15 судебных решений в пользу налоговых органов округа, где рассматривались действия налоговых органов в отношении строителей, 2 решения не в пользу налоговиков. Их можно найти на интернет-сайте www.kad.arbitr.ru.
К нашему сожалению, также в ходе проведения контрольных мероприятий, представители бизнеса, начинают разного рода манипуляции со своим бизнесом, такие как реорганизацию (ликвидацию) предприятий, объявление себя банкротом, отчуждение имущества, вывод активов. Налоговики и в такой ситуации держат руку на пульсе.
Если вы добросовестный представитель бизнеса, то можете оценить свои риски самостоятельно, в этом вам помогут множество электронных сервисов, расположенных на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru, а также Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (с изменениями, внесенными приказом службы от 14 октября 2008 года № ММ-3-2/467@).
Необходимо выстраивать диалог и быть открытым к общению. Со стороны налоговиков такой шаг сделан, уже на протяжении 4 лет мы позиционируем себя как сервисная служба, при этом и не забываем про функционал по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.