В послании Президента Российской Федерации от 25 мая 2009 года Федеральному Собранию поставлена задача совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений. В соответствии с этим 8 мая 2010 года 2010 Правительством России принят Федеральный закон №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Целью закона является повышение качества и эффективности услуг, предоставляемых за счёт бюджетных средств, снятие устаревших и «избыточных» ограничений в работе социальных учреждений, переориентация их на запросы и интересы граждан.
Председатель Правительства РФ Владимир Путин в обращении на заседании Президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики призвал руководителей регионов как можно оперативнее начать работу по реализации указанного закона и отнестись к этой работе максимально ответственно. С целью исполнения обращения в Нефтеюганске уже ведется целенаправленная работа в этом направлении. Так, распоряжением администрации города Нефтеюганска утвержден план мероприятий администрации по реализации Федерального закона от 08.05.2010 №83-ФЗ.
В рамках плана мероприятий состоялся и сегодняшний семинар-совещание, в котором приняли участие руководители городских департаментов, начальники финансовых служб муниципальных бюджетных учреждений. Совместно со специалистами департамента финансов администрации они обсудили планы по реализации предстоящей реформы на уровне муниципального образования город Нефтеюганск, обозначили основные проблемы, которые могут возникнуть. «В соответствии с новым законом будет изменен механизм бюджетного финансирования и степень самостоятельности каждого бюджетного учреждения», - отметила директор департамента финансов Людмила Щегульная.
Руководителям муниципальных бюджетных учреждений, как предполагает закон, предстоит выбрать, к какому типу они отнесут свое учреждение: автономному, бюджетному или казённому. От этого будет зависеть вся дальнейшая деятельность учреждений и их финансирование. Так, к примеру, за казённым учреждением имущество будет закреплено на праве оперативного управления, и распоряжаться им учреждение будет вправе только с согласия собственника. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам будет нести его собственник. Все доходы казённого учреждения, полученные от деятельности, должны перечисляться в бюджет муниципального образования.
Учреждениям, которые отнесут себя к бюджетному типу, будут расширены права по распоряжению движимым имуществом (за исключением особо ценного движимого имущества). Полученными от ведения деятельности доходами, а также приобретенным за счет этих средств имуществом, бюджетное учреждение сможет распоряжаться самостоятельно, но заключать крупные сделки можно будет только с согласия учредителя. Финансирование муниципального задания будет осуществляться в виде субсидий из бюджета муниципального образования, от выполнения которого учреждения не вправе будут отказаться.
Автономное по сравнению с бюджетным учреждением будет наделено еще гораздо более широкой финансово-хозяйственной и имущественной самостоятельностью.
Закон вступает в силу с 1 января 2011 года, за исключением некоторых его положений, которые вступают в силу в иные сроки.
С 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года предусмотрен переходный период. В течение 2011 года в уставы бюджетных и казённых учреждений должны быть внесены необходимые изменения.