Поводом встречи послужила жалоба работников предприятия, поступившая в адрес администрации города: «Доводим до вашего сведения, что под управлением нового руководства предприятие начало нести огромные убытки, а рабочий коллектив получил снижение заработной платы, – говорится в письме. – За период руководства новой командой были произведены неоднократные аудиторские проверки, судебные и прокурорские разбирательства с итогом не в пользу руководства предприятия. Администрация предприятия с июля 2009 года прекратила выплачивать социальные выплаты, что нарушает коллективный договор. Премиальные выплаты водительского состава с 44% упали до 25%, и это еще вероятно не предел. На данный момент минимальная тарифная ставка рабочих первого разряда в ОАО «ЮПАТ» составляет 2600 рублей, чем нарушается федеральное отраслевое соглашение по автомобильному городскому наземному пассажирскому транспорту, где минимальная ставка должна быть не менее 3582 рубля в месяц». Также в письме приводились и другие факты, критикующие руководство ЮПАТ.
В связи с этим местные власти изучили документы деятельности ОАО «Юганскпассажиравтотранс». Проверкой занимались специалисты из Государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе, а так же департамента имущественных и земельных отношений, отдела по вопросам предпринимательства и трудовым отношениям администрации города и другие проверяющие органы. В итоге выяснилось, что жалоба представителей профсоюза транспортного предприятия ничем не обоснована. Так, фонд оплаты труда работников за 2008 – 2009 годы возрос на 40%. На общем фоне кризисной ситуации в стране, когда на многих предприятиях происходило снижение заработка и сокращение численности сотрудников, это весьма положительная тенденция. В настоящее время средняя зарплата водителей на предприятии составляет 36 тысяч рублей, средняя зарплата кондукторов – 22 тысячи.
Выдвигая свои не обоснованные требования, работники профсоюзного комитета сами в это же время нарушили все нормы трудового законодательства. Еще в мае истек срок действия коллективного договора предприятия и, несмотря, на все предупреждения администрации, члены профсоюза не предприняли никаких действий по продлению прежнего колдоговора или принятию нового. Причиной разногласия стало требование председателя профкома Владимира Кожевникова о повышении минимальной тарифной ставки рабочих первого разряда с 2600 до 3000 рублей. В связи с этим новый вариант коллективного договора отправили на доработку. В этом случае работникам временно предлагалось продлить старый колдоговор с поправками, профсоюз на это не пошел, и таким образом лишил свой коллектив дополнительных выплат на несколько месяцев! Как отметил заместитель главы города Сергей Сивков, в коллективе проект колдоговора обсуждался в рамках эмоций и непонимания друг друга. «Я, как представитель администрации города, просил трудовой коллектив, причем неоднократно, принять колдоговор с поправками и продолжать спокойно работать и получать заработную плату. Коллектив меня не услышал, и 60 человек проголосовали против коллективного договора», - подчеркнул Сергей Сивков.
В связи с этим возникла ситуация, когда зарплата работникам может совсем не выплачиваться и никаких надбавок к отпуску, материальной помощи может и не быть. Сейчас нет законных оснований для производства подобных выплат. Но из-за решения некоторых нерадивых представителей профсоюза, весь трудовой коллектив страдать не может, и глава города вынужден предпринимать меры в защиту всего предприятия, а это более 300 человек. «Я понимаю, что многих людей беспокоит сейчас ситуация на предприятии. Для меня очень важен моральный климат в коллективе. Водители, выходя на линию должны быть спокойны, нельзя растрачивать свои силы и эмоции на ненужные вещи. Пассажирские перевозки – очень сложное и ответственное дело, в работе с людьми необходимо быть очень внимательным. Нервничать здесь нельзя», - сказал Сергей Буров.
К сведению, сейчас бюджет ЮПАТ пополняется тремя составными частями – это сумма, возмещаемая из городского бюджета за оказанные услуги по пассажироперевозкам по муниципальному контракту, выручка кондукторов с пассажиров на городских автобусах и заказные перевозки. Затраты предприятия составляют: 65% - заработная плата работников, 4% - запчасти, 14% - ГСМ, 7% - налоги, 3% - аренда подвижного состава, 7% - услуги ЖКХ. Естественно, что увеличение расходов по одной из статей, влечет за собой снижение финансирования по другой. Например, увеличив заработную плату, снизится объем закупок ГСМ или запчастей. Необходимо искать другие пути заработка, возможно, ввести дополнительные платные услуги, увеличить выручку кондукторов. Кстати, выявлены факты, когда не добросовестные кондукторы продают подложные автобусные билеты. Нужно пресекать подобные случаи, ведь это, прежде всего, сказывается на доходности предприятия, а значит и на заработке его сотрудников. Кроме этого в ЮПАТ внедрена автоматизированная система учета показателей эффективности, позволяющая равномерно и целенаправленно распределять бюджетные средства. «Позиция руководства предприятия в этой ситуации основана, прежде всего, на экономических расчетах, - комментирует ситуацию исполняющий обязанности генерального директора ЮПАТ Владимир Балабух. – За окном – XXI век. Чтобы выживать в условиях рыночной конкуренции, каждое предприятие должно заботиться о положительном сальдо своего бюджета – то есть о том, чтобы расходная часть не превышала сумму доходов. Иначе предприятие пойдет по пути банкротства».
Как сообщили представители руководства ЮПАТ на встрече, с трудовым коллективом ежеквартально проводятся собрания, на которых подробно рассказывается о финансовой ситуации на предприятии. «Мы прозрачны, до каждого работника доводим сведения о деятельности предприятия, всегда готовы дать полный отчет о своей работе, - продолжает исполняющий обязанности генерального директора ЮПАТ Владимир Балабух. - Сейчас нас упрекают в том, что ЮПАТ является убыточным предприятием. Но это не так. Новому руководству предприятия досталось тяжелое наследство: за 2006-2007 годы предприятие получило убытки более 13 миллионов рублей, имело кредиторскую задолженность перед ООО «Северавтотранс» около 4 миллионов рублей. Сейчас эта задолженность погашена. Предприятие работает стабильно, имеет положительный баланс, движется по пути развития. Мы постоянно работаем над тем, чтобы на предприятии были дополнительные источники доходов – расширяем заказные перевозки, для этих целей приобрели два автобуса ЛиАЗ, один микроавтобус. В этом году эти перевозки принесли дополнительные 14 миллионов рублей». Необходимо также учесть, что сейчас на предприятии скопился огромный склад ненужных запчастей. Видимо раньше закупали, не потому что возникала необходимость, а потому что кто-то корыстным образом использовал данные закупки для собственной наживы. Сейчас эти запчасти лежат мертвым грузом, их невозможно использовать и невозможно реализовать, так как уже закончился срок годности или просто нет необходимости в их таком большом количестве. Как прокомментировали ситуацию финансисты, это нецелесообразное отвлечение средств. Запасы эти должны быть минимальны, отметил Сергей Буров. «Если сейчас есть возможность работать «с колес» то давайте, так и будем поступать», - сказал глава.
В письме представителей профкома ОАО «Юганскпассажиравтотранс» также затрагивался вопрос отсутствия нужной квалификации у генерального директора предприятия Игоря Землянского и целого ряда молодых специалистов. По результатам проведенных проверок выяснилось, что все работники ЮПАТ имеют профильное образование.
В городе с 1991 года не проводилось изучение пассажиропотока. Сейчас по инициативе администрации города, проводятся соответствующие исследования, и к январю будущего года будет разработана программа пассажирских перевозок города Нефтеюганска, в рамках которой будет изучен пассажиропоток, востребованность населения в конкретных остановках. «Наша основная задача, сделать работу предприятия эффективной, чтобы ЮПАТ перестал быть убыточным», - подчеркнул Сергей Буров. В соответствии с программой будут изменены автобусные маршруты. Возможно, будет установлено время прибытия автобуса на конкретную остановку. Все эти действия помогут сэкономить бюджетные средства города, эффективно использовать материальные фонды предприятия, сделать муниципальные автобусы более востребованными нефтеюганскими пассажирами.
Заслушав руководство ЮПАТ, членов профкома и независимых специалистов проверяющих ведомств, глава города пришел к выводу, что объективных причин для дестабилизации обстановки на предприятии не было. Теперь членам профкома придется ответить перед трудовым коллективом за срыв подписания коллективного договора, введение в заблуждение работников предприятия в части формирования заработной платы, и якобы «неэффективной работы» руководства ОАО «Юганскпассажиравтотранс». В процессе разговора члены профкома осознали свои ошибки и готовы заняться их исправлением. Пока же администрация города продолжает финансировать предприятие, работники ежемесячно получают свой заработок, отпускные премии и другие выплаты.
В завершение встречи глава Нефтеюганска Сергей Буров отметил: «Мы сегодня многое сделали, чтобы предприятие стабильно работало и уверенно себя чувствовало в современных рыночных условиях. И в будущем, когда будет участвовать в муниципальных конкурсах, ОАО «Юганскпассажиравтотранс» стало конкурентоспособным».