Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Росреестра (территориальных органов) при исполнении государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора установлен главой 5 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 486 (далее – Административный регламент).
Жалоба на действия (бездействие) должностных лиц Росреестра (территориального органа) и решения, принятые (осуществляемые) в ходе исполнения государственной функции и повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, индивидуального предпринимателя или гражданина, подается в письменном виде и должна быть подписана руководителем или уполномоченным представителем юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, индивидуальным предпринимателем, гражданином, его уполномоченным представителем и заверена печатью (при наличии) проверяемого лица. Жалоба может быть направлена в письменной форме, в форме электронного сообщения или устного обращения заинтересованного лица к должностному лицу, ответственному за осуществление административной процедуры.
К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы, указанные в жалобе заявителя.
Жалоба, в которой обжалуется судебное решение, возвращается лицу, направившему жалобу, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
Подпунктом 1 пункта 143 Административного регламента установлено, что в досудебном (внесудебном) порядке могут обжаловаться действия (бездействие) и решения должностных лиц:
Территориальных органов Росреестра - руководителю территориального органа Росреестра и (или) в Росреестр;
Росреестра - руководителю Росреестра, в том числе в связи с непринятием основанных на законодательстве Российской Федерации мер в отношении действий или бездействия должностных лиц территориальных органов, и (или) в Министерство экономического развития Российской Федерации.
Поступившая жалоба рассматривается Росреестром (его территориальным органом) в течение тридцати дней со дня ее регистрации.
Срок рассмотрения жалобы продлевается в случае принятия руководителем Росреестра (его территориального органа) либо иным уполномоченным на то должностным лицом решения о необходимости проведения проверки по жалобе, запроса дополнительной информации, но не более чем на тридцать дней.
По результатам рассмотрения жалобы на действие (бездействие) должностных лиц и решения, принятые (осуществляемые) в ходе исполнения государственной функции, и их непосредственных руководителей Росреестр:
1) признает правомерными действия (бездействие) указанных лиц и отказывает в удовлетворении жалобы;
2) признает действия (бездействие) указанных лиц неправомерными и определяет меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений либо условий, способствующих совершению подобных действий (бездействия) в ходе административных процедур, предусмотренных Административным регламентом.
Указанные решения оформляются в письменном виде. Копия решения направляется заявителю в течение трех рабочих дней.