Ч. 4 ст. 29 Конституции РФ закрепляет, что каждый гражданин имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Вместе с тем, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ предусматривает ограничение прав и свобод человека и гражданина Федеральным Законом, в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, а также обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ограничения данного конституционного права гражданина предусмотрены следующими Федеральными конституционными законами – ФКЗ от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении», от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-I «О государственной тайне», Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и некоторыми другими.
Ст. 152 Гражданского Кодекса РФ определяет условия получения и использования изображения гражданина, в том числе должностного лица МВД (сотрудника полиции). В указанной правовой норме отсутствует запрет на получение такого изображения, однако ограничивает его обнародование и последующее использование, которое допускается только с согласия гражданина (сотрудника полиции) или в случаях, указанных в законе. Согласно под. П. 1 использование изображения возможно, когда оно получено при съемке, проводимой в местах, открытых для свободного посещения или на публичных мероприятиях (например, на собраниях, съездах, концертах и т.д.), исключением является, когда изображение – основной объект использования (подп. 2 п.1) или гражданин позировал за плату (подп. 3 п.1).
Ч. 1 и 2 ст. 8 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее – ФЗ «О полиции») предусмотрено, что деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций. Граждане, имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.
Ч. 1 ст. 50 ФЗ «О полиции» установлено, что граждане Российской Федерации осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции в соответствии с федеральным законом.
Положениями ФЗ от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – ФЗ
№ 8-ФЗ) определены способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов (ст. 6), в том числе предусмотренные иными законами и (или) нормативными правовыми актами.
Согласно ч. 2 ст. 2 ФЗ № 8-ФЗ учитываются особенности предоставления отдельных видов информации о деятельности государственных органов, предусмотренные федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, к которым относятся ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие пропускной и внутриобъектовый режимы на охраняемых объектах, в том числе административных зданиях органов государственной власти РФ.
На территориях, в зданиях органов внутренних дел могут располагаться как режимные помещения, так и помещения, предназначенные для приема граждан, в которых, обычно размещены информационно-справочные материалы.
Доступ к информации, расположенной в помещениях органов внутренних дел, предназначенных для приема граждан, законодательно не ограничен, и граждане имеют право знакомиться с ней, а также фиксировать любым доступным способом.
Для граждан доступ к информации о деятельности полиции, а также к ее фиксации с помощью фото-, видео- и звукозаписывающей аппаратуры, ограничен в режимных помещениях. Это объясняется тем, что в данных помещениях осуществляется деятельность, обеспечивающая защиту сведений, составляющих государственную тайну, антитеррористической защищенности объектов внутренних дел.
Данные положения соответствуют предписаниям Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне», Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федерального закона № 8-ФЗ.
В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» защите подлежат сведения об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Названными нормативными правовыми актами определен перечень оснований, при наличии которых деятельность полиции может быть связана с ограничением информации о ее осуществлении.
ФЗ от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» предусмотрено, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 7). Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке (ч. 2 ст. 17).
Таким образом, в каждом конкретном случае при решении вопроса о возможности и порядке проведения фото-, видеосъемки сотрудников полиции, находящихся при исполнении служебных обязанностей, следует исходить из необходимости соблюдения конституционных прав каждого гражданина. С одной стороны на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом (часть 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации), а с другой стороны – на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (статья 23 Конституции Российской Федерации), на охрану своего изображения (статья 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также из необходимости защиты сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (статья 12 указанного Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).
Сотрудник полиции как гражданин Российской Федерации с одной стороны и как публичный государственный служащий с другой, чья деятельность определяется, в том числе Федеральным законом «О полиции», вправе отказать в даче согласия на распространение своего изображения и персональных данных путем размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и других источниках информации.
В этой связи, любой гражданин, в том числе сотрудник полиции при нарушении его гражданского права на охрану своего изображения и персональных данных вправе обратиться в установленном порядке в суд.
В зависимости от условий дальнейшего использования полученного материала и преследуемых при этом целей в соответствии с законодательством Российской Федерации возможно наступление уголовной ответственности.
Например, ч. 2 ст. 128.1 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за клевету, содержащуюся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации. Санкции статьи предусматривают наказание в виде штрафа в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов.