Традиционный ежегодный городской конкурс профессионального мастерства «Учитель года» в рамках федерального проекта «Учитель будущего», в котором принимают участие лучшие педагоги образовательных организаций города, прошёл в Нефтеюганске с 7 по 18 ноября 2019 года. Победа в конкурсе повышает статус не только самого педагога, но и учебного заведения, в котором он работает - получение заветного звания означает признание заслуг педагога, степень его мастерства и несомненного педагогического таланта. Поэтому есть необходимость рассказать о значимых мероприятиях, событиях конкурса.
11 ноября 2019 года в рамках мероприятий городского конкурса «Учитель года - 2019» в номинации «Учитель года» конкурсанты предложили вниманию профессионального жюри урок/занятие с детьми. Особенностью очередного конкурсного задания является то, что оно проводится с незнакомыми учениками/воспитанниками в образовательной организации, выбранной оргкомитетом. Цель задания - продемонстрировать умение обучать, находить общий язык с детьми, показать уровень грамотности, правильную и одновременно интересную подачу материала. Площадкой для проведения конкурсных уроков в номинации «Учитель года» традиционно стала самая многочисленная (1691 учащийся) образовательная организация города Нефтеюганска – «СОШ №10 с углубленным изучением отдельных предметов», в номинациях «Сердце отдаю детям», «Воспитатель года» - МБДОУ «Детский сад № 16 «Золотая рыбка».
В рамках мероприятий «Учитель года - 2019» Дина Юрьевна Ребенок, педагог дополнительного образования ЦДО «Поиск», представила открытое занятие «Удивительный мир черчения» в форме интегрированного урока. Учащиеся 8,9 классов СОШ № 5 «Многопрофильная» должны были окунуться в азы черчения и определить его роль в современном мире. Всего за 30 минут мальчишки и девчонки поняли, как многогранен и увлекателен предмет черчения и приобрели практические навыки по построению квадрата. Они узнали много нового, полезного, интересного.
Педагог дополнительного образования «Дома детского творчества» Артём Владимирович Сотников провел занятие «Введение в программу «Видеоблог - техническая сторона вопроса». Занятие было выстроено так, что ребята в ходе беседы сами систематизировали знания о таком понятии как «блог» и его типах. Воспитанники педагога самостоятельно определили самый удобный и информативный способ донесения информации и в ходе занятия, изучив структуру поста, сделали пост-анонс окружного этапа конкурса молодых специалистов «World Skills Russia – 2019». В рамках занятия также была затронута и раскрыта тема авторского права и работы с материалами, которые заимствуются при составлении постов. Ребята узнали, какие объекты попадают под защиту закона об авторском праве и какие действия нужно сделать, чтобы не нарушить их.
Учитель-дефектолог Асель Ердаулетовна Мустапаева (СОШ №3 им. А.А. Ивасенко) продемонстрировала занятие со средней группой детей от 4 до 5 лет с особенностями развития. Посредством включения средств сенсорной интеграции по лексической теме «Фрукты» педагог с детьми решала коррекционно-образовательные задачи: формирование правильного грамматического строя речи, развитие слухового восприятия. Сенсорное развитие - это фундамент общего умственного развития, необходимого для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе и других видов деятельности. Понимание особенностей и потребностей каждого ребенка помогает педагогу в построении эффективной коррекционно-развивающей работы, а ребенку - в налаживании контактов, общения со сверстниками и взрослыми, в полноценном развитии во всех направлениях.
Конкурсное испытание «Урок» учителя технологии МБОУ «СОШ №7» Гильманова Ленара Харисовича проходило в форме имитационной игры. Учащиеся 8 класса должны были успеть попробовать себя в четырех профессиях, наиболее востребованных на рынке труда в Российской Федерации, и успеть устроиться на работу. В процессе урока школьники попробовали себя в роли специалиста по мобильной робототехнике, мастера столярно-плотницких работ, сборщика электронных систем и графического дизайнера, а также выступили с презентацией готового продукта. С точки зрения конкурсанта, командный дух, захватывающие элементы игры, могут помочь нынешним восьмиклассникам в дальнейшем осознанном профессиональном самоопределении. Пусть не все выберут для себя эти направления профессиональной деятельности, но интерес рождает стремление к самообразованию.
Габдулхаков Фаниль Рамзилевич, учитель истории, обществознания и экономики СОШ №10 провел урок экономики в 10 классе по теме: «Конкуренция». Урок проводился в форме интерактивного экономического турнира МЭКОМ с применением сайта https://www.mecom.club/. Ученики выступали в роли представителей производственных подразделяй транснациональной корпорации по продаже техники Apple. Школьники получили практические представления об основах действия рыночного механизма, принципах ценообразования, критериях расходов на маркетинг и НИОКР. Старшеклассники имели возможность совершить и исправить ошибки в принимаемых решениях, опробовать стратегии различной степени риска, получить представления об объёмах информации, которые предстоит регулярно собирать обрабатывать для успешного управления реальной компанией.
Ишкильдеев Вадим Нилевич, учитель английского языка «Лицея №1», представил урок «Защита окружающей среды»: деловая игра на основе формата коммуникативных боёв, где ребята погрузились в плодотворную дискуссию по теме защиты окружающей среды. Групповое занятие предоставило каждому учащемуся право искать себя в рамках урока, включаться в самостоятельное построение своего устного ответа с помощью оффлайн тренажеров, способствовала развитию коммуникативных способностей обучающихся. Рефлексия учащихся показала важность использования оффлайн тренажеров при подготовке к единому государственному экзамену по английскому языку, раздел «Говорение».
Урок информатики в 8 классе показал Камалетдинов Александр Шамилевич, учитель математики и информатики СОШ №13. Тема урока «Составление таблиц истинности для логических выражений» был построен на основе деятельностного метода обучения. Учащиеся оказались в роли аналитиков, перед которыми стояла необычная задача: проверить истинность взятых из поэтического текста высказываний. А лирика, как известно, призвана передавать настроения и переживания человека. В коллективной деятельности подростки сделали открытие: с помощью точных наук, в частности, математики и информатики, можно установить истинность или ложность чувств и переживаний, испытываемых лирическим героем стихотворения. Кроме того, восьмиклассники имели возможность проверить свои знания с помощью новой для них компьютерной программы MyTestXPro.
Урок биологии «Строение и функции кровеносной системы» провела для учащихся 8 класса Кутник Наталья Анатольевна, учитель биологии СОШ № 1.В ходе урока учащиеся, выбравшие интересное для себя направление деятельности, активно включились в работу исследовательских центров. Первая группа изучала влияние физической нагрузки на работу сердца, вторая – фагоцитарного действия лейкоцитов на предполагаемый вирус, третья выявляла виды кровотечений и способы оказания первой медицинской помощи при различных кровотечениях. Выдвигая гипотезы, самостоятельно осуществляя их экспериментальную проверку, учащиеся в процессе конструктивной коммуникации пришли к выводу о личной ответственности каждого человека за сохранение здорового функционирования кровеносной системы – одного из важнейших факторов жизнедеятельности организма.
МБОУ «Школа развития №24» на городском конкурсе «Учитель года – 2019» представляла Желещикова Светлана Владимировна, учитель иностранного языка. На конкурсном уроке педагог виртуозно организовала практику моделирования разных ситуаций общения. Ученики «примерили» на себя роли продавца и покупателя, повара и переводчика. Какие беседы эти персонажи могли бы вести в реальной жизни? «Ролевая игра – это не только языковая практика, но и формирование коммуникативной культуры», – уверена Светлана Владимировна. Принцип педагога: говорить на своих уроках исключительно на английском языке – позволяет погружать ребят в атмосферу иноязычной речи.
Педагог МАДОУ «Детский сад № 20 «Золушка» Гончаренко Виктория Леонидовна, провела занятие по формированию основ финансовой грамотности у воспитанников старшего дошкольного возраста по теме: «Тратим разумно, копим и сберегаем». Воспитанники в увлекательной форме познакомились с видами денежных знаков (монеты, бумажные купюры), деньги как средство платежа, обсудили, как важно планировать покупки. Помогли герою игры, который накопил денег, но не знает, хватит ли ему на его мечту и определили, на какой товар ему хватит накопленных денег при помощи мультимедийного устройства: терминал – банка Алма «Финансовый гений». В конце занятия педагог всем воспитанникам подарила копилки с монеткой, чтобы они смогли накопить на свою мечту.
В рамках конкурсного задания «Педагогическое мероприятие с детьми» Якимова Ирина Анатольевна провела занятие на тему «Готовимся стать журналистами». Юные участники погрузились в атмосферу журналистской деятельности: познакомились с профессией журналиста, научились брать интервью с помощью наглядной схемы-подсказки. Ребята почувствовали себя участниками «живого диалога», взяв интервью друг у друга, а также у членов жюри конкурса
Сугакова Анна Юрьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №14 «Умка», провела занятие с воспитанниками старшей группы по техническому конструированию. В результате конструктивно-модельной деятельности у детей появилась возможность создать продукт творческого характера «Парк аттракционов» на основе конструктора-шестеренки. Воспитанники погрузились в атмосферу детского экспериментирования и детского творчества: дети сделали открытие о механизмах, которые приводят в движение объекты окружающего мира.
Воспитатель детского сада № 6 «Лукоморье» Майшева Татяна Васильевна на занятии «Ознакомление с предметами быта русской избы» вместе с детьми побывали в далеком прошлом наших предков. В народных костюмах познакомились с внутренним убранством русской избы, с предметами русского быта (печь, прялка, сундук), кухонными принадлежностями (ухват, чугунок, горшок, самовар и ложки деревянные).
Воспитатель «Начальной школы №15» Николаева Оксана Сергеевна предложила детям подготовительной группы принять участие в экономической игре «Что? Где? Когда?». Против команды «Знатоков» играли жители деревни Простоквашино. В ходе игры ребята с удовольствием рассказали дяде Фёдору о том, какие профессии есть на свете и чем важна каждая из них; псу Шарику, работающему заведующим оптовой базой, помогли исправить ошибки в отгрузке товаров. Кроме этого, ребята разрешили спор между почтальоном Печкиным и Шариком и выяснили, что можно, а что нельзя купить за деньги. А вот коту Матроскину, который открыл свое производство молочных продуктов, «Знатоки» помогли с рекламной акцией. Все ребята остались довольны, и в конце игры купили на свои «заработанные» деньги настольную игру, пообещав, что в нее поиграют все дети группы. Игра получилась очень интересной, увлекательной и познавательной.
В рамках мероприятий конкурса «Учитель года - 2019» Зырянова Елена Николаевна, воспитатель «Детского сада № 5 «Ивушка», представила совместную организованную деятельность с воспитанниками подготовительной группы по теме «Твори добро». Воспитателем были смоделированы игровые ситуации, которые позволили овладеть простыми практическими умениями юного волонтера. Наиболее яркие впечатления доставила игровая ситуация «Посылка», где воспитанники под руководством педагога обустраивали аквариум для живой аквариумной рыбки.
Речкина Татьяна Валерьевна представила занятие по формированию навыков пения для воспитанников старшего дошкольного возраста «Озвучивание мультфильма по мотивам сказки «Петушок – голосистое горлышко». Татьяна Валерьевна предложила детям помочь озвучить мультфильм, созданный воспитанниками детского сада «Гусельки». Дети активно откликнулись на просьбу педагога и с интересом включились в деятельность по разучиванию партии главных героев. Под руководством Татьяны Валерьевны ребята старательно работали над певческим дыханием, придумывали эмоциональную окраску для каждой партии. Маленькие артисты тренировались петь чисто и звонко, оценивали не только свое пение, но и пение других ребят. Итогом деятельности на занятии стало озвучивание мультфильма. Такие занятия формируют не только вокальные навыки, но учат быть самостоятельными, добиваться результата, проявлять инициативу.
Конкурсное испытание «Педагогическое мероприятие с детьми» инструктора по физической культуре МАДОУ «Детский сад № 9 «Радуга» Ханиной Марины Сергеевны проходило в форме спортивного развлечения «Алоха, остров Гавайи». Воспитанники подготовительной к школе группе «Семицветик» МБДОУ «Детский сад № 16 «Золотая рыбка» побывали на острове Гавайи в Тихом океане. Чтобы стать ныряльщиками за жемчугом дети прошли обучение по физической подготовке – играли в подвижную игру на воде «Горячий канат», «поплавали на серфинге», осваивали навыки плавания: спортивным стилем – «кроль на груди и спине», опускались на дно «океана» за жемчужинами. На конкурсном испытании Марина Сергеевна, формировала у воспитанников такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность. Оригинальная форма проведения спортивного развлечения доставило детям удовольствие и радость, побудило их к самостоятельности и стремлению хорошо плавать.
Конкурс — это всегда сложно, но это всегда развитие, движение вперед, к поиску новых форм и методик работы с детьми. Конкурс – это обновление и доброе состязание лучших из лучших. Это старт, открывающий новые возможности для профессионального роста.
Материал департамента образования и молодёжной политики и города Нефтеюганска