В соответствии с приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19.02.2016 № 230 «Об организации деятельности муниципальных центров культурно-языковой адаптации детей – мигрантов», приказом департамента образования и молодёжной политики администрации города Нефтеюганска от 03.03.2016 № 85-п, на базе образовательной организации организован центр культурно-языковой адаптации детей - мигрантов (приказ ОО от 03.03.2016 №155). Предоставление государственной услуги в Центре культурно-языковой адаптации (далее – Центр) является дополнительной услугой муниципальной образовательной организации и оказывается на безвозмездной основе.
В своей деятельности Центр руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 01.06.2005 № 53-Ф3 (в редакции от 02.07.2013) «О государственном языке Российской Федерации», законом Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-1 (в редакции от 12.03.14) «О языках народов Российской Федерации», нормативными правовыми документами федерального уровня (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.05.1999 г. № 682/11-12 «Рекомендации по организации обучения детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации») и нормативными документами регионального уровня, Положением о центре культурно-языковой адаптации детей-мигрантов.
Целью деятельности центра культурно-языковой адаптации является достижение максимальной адаптации в новой языковой и культурной среде детей, прибывших из стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе не владеющих или плохо владеющих русским языком.
Задачи Центра:
-создание специальных условий для обучения и воспитания детей- мигрантов, ввиду снятия межъязыкового барьера и установления доброжелательных отношений в микро- и макросреде;
-определение уровня владения русским языком детьми-мигрантами, выявление и устранение потенциальных препятствий адаптации детей- мигрантов;
-развитие навыков общения на русском языке детей-мигрантов в бытовой и учебной сферах (обогащение лексического запаса детей-мигрантов) на уровне, необходимом для освоения основной образовательной программы в полном объеме;
-разработка индивидуальных программ сопровождения, коррекционно- развивающих программ для детей-мигрантов;
-оказание содействия в социализации детей-мигрантов, а также в принятии ими норм существования в среде обитания, в воспитании эмоционально-положительного фона;
-повышение уровня социокультурной адаптации детей-мигрантов в российском обществе;
-оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей-мигрантов.
Зачисление детей-мигрантов в Центр происходит на основании личного заявления родителей (законных представителей) и заключения двухстороннего договора на оказание образовательных услуг и психологической помощи.
В образовательной организации утверждено положение, приняты локальные акты, регулирующие деятельность Центра.
Ежегодно проводится организационная, диагностическая работа с родителями, с детьми-мигрантами, разработаны и утверждены дополнительные образовательные программы, открыты группы по работе с детьми из семей мигрантов.
Работа с детьми-мигрантами на начальном этапе включает следующие мероприятия:
- Беседа с родителями (законными представителями).
- Определение уровня владения русским языком.
- Психолого-педагогическая диагностика.
- Определение класса обучения (проведение промежуточной аттестации).
Ключевыми направлениями адаптации в детей-мигрантов являются:
1.Языковая адаптация, которая предполагает, с одной стороны, изучение русского языка (языка принимающей страны), с другой стороны, сохранение родного языка и культуры. Целью языковой адаптации является достижение ребенком мигрантом осознанного владения языком.
Процесс работы по языковой адаптации таких детей включает в себя три этапа: диагностический, обучающий, коррекционный. На первом этапе при помощи тестов определяется уровень знаний учащихся. Тестирование дает возможность определить содержание обучения с данным учащимся. Обучающий этап предполагает дифференцированную работу в зависимости от уровня владения языком (начальный, продвинутый). На завершающем этапе выявляются пробелы в обучении и проводится их коррекция.
С целью развития у учащихся практических навыков использования русского языка в качестве инструмента получения новых знаний по учебным дисциплинам реализуется дополнительная образовательная программа «Русский язык как неродной». Программа предназначена для учащихся 2-7 классов общеобразовательных школ, не владеющих русским языком на достаточном уровне, для изучения школьных предметов на русском языке. Программа реализуется посредством УМК «Русский букварь для мигрантов» (под редакцией Лысаковой И.П.- М., 2015). Данная программа основана на программе по русскому как иностранному для детей школьного возраста (автор-составитель: кандидат филологических наук О.Н. Каленкова).
Занятия проводились групповые (6 - 10 человек) и индивидуальные.
2.Учебная адаптация (усвоение норм школьной образовательной системы, включение детей мигрантов в учебную и воспитательную деятельность класса и школы) обеспечивается за счет следующих мероприятий:
-обогащение базовых образовательных дисциплин национальной проблематикой;
-обеспечения каждому ребенку индивидуальной траектории развития и обучения с учетом его психологических особенностей, способностей, склонностей;
-вариативность форм получения образования;
-проведение индивидуальных занятий;
3.Психолого - педагогическая адаптация (формирование толерантных отношений в процессе межличностного взаимодействия с одноклассниками, другими учащимися образовательной организации, обеспечение ребенку мигранта психологического комфорта) осуществляется через реализацию комплекса занятий по межличностному общению по направлениям:
- сплоченность многонационального коллектива;
- адаптация к новой среде недавно прибывших детей (индивидуальные занятия педагога – психолога).
- оказание психологической помощи учащимся посредством проведения тренингов на сплочение.
4.Культурная адаптация (изучение истории, культуры, ценностей принимающего общества посредством включения в социокультурную деятельность).
Проводимые мероприятия имеют разнообразный характер: патриотические, событийные, тематические, художественно – культурные, трудовые.
С целью развития профессиональных компетенций педагогических работников, работающих в детьми – мигрантами, проведена следующая работа:
19.09.2019 – круглый стол «О деятельности Центра культурно-языковой адаптации детей-мигрантов»;
21.03.2019 - участие педагогов образовательной организации в Международном форуме «Год языков коренных народов», секция «Русский язык, как язык межнационального общения» г. Ханты-Мансийск.
22.11.2019 – семинар для педагогов «Роль образования в профилактике экстремизма и вовлечения молодежи в деятельность религиозных сект и радикальных группировок».
19.04.2019 - конференция родителей «Семья – основа государства». Обобщение опыта родителей по воспитанию детей в семье. Поощрение родителей за предъявление лучших практик семейного воспитания. Укрепление авторитета семьи. Распространение опыта семейного воспитания. Состоялась беседа родителей с Имам-хатыб Нефтеюганской соборной мечети Усман хазрат;
Мероприятия в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и молодежной политики администрации города Нефтеюганска, направленные на адаптацию и интеграцию детей мигрантов носят системный, комплексный характер, направленный на всестороннюю социальную и культурную адаптацию детей мигрантов.