Настоящее обобщение практики осуществления муниципального контроля управлением муниципального контроля администрации города Нефтеюганска за 2020 год подготовлено во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).
Обобщение практики подготовлено по результатам осуществления муниципального жилищного, лесного, земельного контроля, контроля за сохранностью автомобильных дорог, за торговой деятельностью, за недрами и за соблюдением Правил благоустройства города.
I. Общие положения
Служба муниципального контроля администрации города Нефтеюганска (далее - Служба) в соответствии с Положением о службе муниципального контроля администрации города, утвержденным распоряжением администрации города Нефтеюганска от 14.11.2018 № 337-р, является структурным подразделением органа местного самоуправления - администрации города Нефтеюганска, исполняющим функции по осуществлению следующих видов муниципального контроля:
- муниципальный жилищный контроль;
- муниципальный лесной контроль;
- муниципальный земельный контроль;
- муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Нефтеюганск;
- муниципальный контроль за рациональным использованием и охраной недр при пользовании недрами для целей разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения;
- муниципальный контроль за соблюдением Правил благоустройства территории муниципального образования город Нефтеюганск;
- муниципальный контроль в области торговой деятельности на территории муниципального образования город Нефтеюганск.
Кроме того, Служба обеспечивает выявление правонарушений и производство по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.06.2010 №102-оз «Об административных правонарушениях».
При реализации функций по осуществлению муниципального контроля Служба руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, а также:
- Жилищным кодексом Российской Федерации;
- Земельным кодексом Российской Федерации;
- Лесным кодексом Российской Федерации;
-Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон №294-ФЗ);
-Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
-Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;
- Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-I «О недрах»;
- Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.09.2012 № 115-оз «О порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;
-Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.05.2010 № 85-оз «О государственном регулировании торговой деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;
-Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.10.2005 № 82-оз «О пользовании участками недр местного значения на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;
-постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.08.2015 № 257-п «О Порядке осуществления муниципального земельного контроля в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;
-решением Думы города Нефтеюганска от 24.12.2013 № 727-V «Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования город Нефтеюганск»;
-постановлением администрации города Нефтеюганска от 21.02.2019 № 41-нп «Об утверждении административного регламента осуществления муниципального жилищного контроля на территории города Нефтеюганска»;
-постановлением администрации города Нефтеюганска от 11.10.2018 № 152-нп «Об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального образования город Нефтеюганск»;
-постановлением администрации города Нефтеюганска от 21.02.2019 № 38-нп «Об утверждении административного регламента осуществления муниципального лесного контроля на территории муниципального образования город Нефтеюганск»;
-постановлением администрации города Нефтеюганска от 15.03.2019 № 64-нп «Об утверждении административного регламента осуществления муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства территории муниципального образования город Нефтеюганск»;
-постановлением администрации города Нефтеюганска от 21.02.2019 № 39-нп «Об утверждении административного регламента осуществления муниципального контроля за соблюдением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Нефтеюганск»;
-постановлением администрации города Нефтеюганска от 21.02.2019 № 37-нп «Об утверждении административного регламента осуществления муниципального контроля за рациональным использованием и охраной недр при пользовании недрами для целей разведки и добыча общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, на территории муниципального образования город Нефтеюганск»;
-постановлением администрации города Нефтеюганска от 21.02.2019 № 36-нп «Об утверждении административного регламента осуществления муниципального контроля в области торговой деятельности на территории муниципального образования город Нефтеюганск»;
-постановлением администрации города Нефтеюганска от 20.06.2018 № 87-нп «О порядке организации и осуществления муниципального жилищного контроля на территории города Нефтеюганска»;
-постановлением администрации города Нефтеюганска от 12.09.2018 № 141-нп «О порядке организации и осуществления муниципального лесного контроля на территории города Нефтеюганска»;
-постановлением администрации города Нефтеюганска от 26.10.2018 № 158-нп «О порядке организации и осуществления муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства на территории муниципального образования город Нефтеюганск»;
-постановлением администрации города Нефтеюганска от 04.07.2018 № 102-нп «О порядке организации и осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа город Нефтеюганск»;
-постановлением администрации города Нефтеюганска от 13.12.2018 № 172-нп «О порядке организации и осуществления муниципального контроля за рациональным использованием и охраной недр при пользовании недрами для целей разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, на территории муниципального образования город Нефтеюганск»;
-постановлением администрации города Нефтеюганска от 28.01.2019 №14-нп «О Порядке организации и осуществления муниципального контроля в области торговой деятельности на территории муниципального образования город Нефтеюганск»
-постановлением администрации города Нефтеюганска от 17.12.2020 № 2225 «Об утверждении программы профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, при осуществлении муниципального контроля на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов».
II. Правоприменительная практика законодательства об организации и проведении муниципального контроля
В 2020 году Службой в рамках осуществления муниципального контроля проводились контрольные мероприятия в формате плановых и внеплановых, выездных и документарных проверок, а также плановых (рейдовых) осмотров, с учетом требований статьи 26.2 Федерального закона №294-ФЗ, а также Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Постановление № 438).
Всего в 2020 году проведено 39 проверок, в том числе 4 плановые проверки и 35 - внеплановых проверок.
Структура проведенных проверок по направлениям:
-муниципальный жилищный контроль – 35 проверок;
-муниципальный контроль за соблюдением Правил благоустройства города Нефтеюганска – 3 проверки;
-муниципальный контроль а рациональным использованием и охраной недр при пользовании недрами для целей разведки и добыча общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, на территории муниципального образования-1 проверка;
В целях устранения выявленных нарушений должностными лицами, осуществляющими муниципальный контроль, вынесено 17 предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства, составлено 2 протокола об административных правонарушениях.
Кроме того, в течение года выявлен 1 факт неисполнения предписания органа муниципального контроля в установленные сроки (в 2019 году – 14 фактов).
Количество проверок в 2020 году снизилось в сравнении с 2019 годом на 73,5% процентов. Следует отметить, что сравнительный анализ показателей 2019 и 2020 годов нецелесообразен в силу введения в 2020 году моратория на проведение проверок (за исключением проверок, влекущих угрозу жизни и здоровью). С апреля 2020 плановые проверки не проводились в связи с отсутствием оснований, предусмотренных пунктом 2 Постановления № 438. Также, с указанного периода проведено 6 внеплановых проверок по согласованию с прокуратурой города в связи с угрозой причинения вреда.
В ходе осуществления в 2020 году контрольных мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), а также в отношении физических лиц в формате плановых (рейдовых) осмотров проведено 310 осмотров городских территорий. Наиболее показательными нарушениями, выявленными по итогам рейдов, являются:
-171 нарушение земельного законодательства, материалы по которым переданы в Межмуниципальный отдел по городу по городу Нефтеюганск, городу Пыть-Ях и Нефтеюганскому Управлению Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округ – Югре;
-254 протокола об административных правонарушениях нарушения, ответственность за которые предусмотрена Законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11.06.2010 № 102-оз «Об административных правонарушениях».
За отчетный период результаты проведения в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей мероприятий по контролю оспаривались в Арбитражном Суде ХМАО-Югры (дела №№ А75-708/2020, А75-7622/2020).
По результатам правоприменительной практики остаются нерешенными следующие проблемы применения отдельных положений, регулирующих правоотношения в сфере муниципального контроля:
-статья 20 Жилищного кодекса РФ в части устанавливающей смежные (дублирующие) полномочия должностных лиц органов государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля.
Отсутствуют разграничения полномочий при осуществлении смежных видов контроля, в частности контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и муниципального жилищного контроля.
Статьей 20 Жилищного кодекса РФ предусмотрено осуществление муниципального жилищного контроля в отношении объектов муниципального жилищного фонда. Большое количество указанных объектов расположено в многоквартирных домах, находящихся в управлении лицензированных управляющих организаций. В рамках лицензионного контроля осуществляется контроль за исполнением условий договоров управления многоквартирным домом, в то же время неисполнение управляющей организацией условий договоров управления является основанием для проведения проверок в рамках муниципального жилищного контроля. Таким образом, объект, субъект, а также предмет контроля идентичны, что противоречит основным принципам защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В целях решения указанного вопроса предлагаем, разграничить полномочия органов государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля и полномочия органов муниципального жилищного контроля.
III. Правоприменительная практика в сфере соблюдения обязательных требований
В рассматриваемых в Обзоре сферах деятельности управления муниципального контроля администрации города Нефтеюганска проанализированы типовые нарушения обязательных требований законодательства, допущенные хозяйствующими субъектами в 2020 году.
1.1.) пунктов 3.6.14 - 3.6.31, 4.6.1.23 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя № 170 от 27.09.2003 (далее – Правила № 170) в части обеспечения надлежащей уборки придомовых территорий и общего имущества;
Рекомендации по недопущению нарушения обязательных требований: Пунктами 24, 25 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (далее – постановление Правительства № 290) предусмотрено, что работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее - придомовая территория),
в холодный период года должны предусматривать очистку крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см; сдвигание свежевыпавшего снега и очистку придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см; очистку придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова); очистку придомовой территории от наледи и льда; очистку от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывку; уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд.
в теплый период года: подметание и уборку придомовой территории; очистку от мусора и промывку урн, установленных возле подъездов; уборку и выкашивание газонов; прочистку ливневой канализации; уборку крыльца и площадки перед входом в подъезд, очистку металлической решетки и приямка.
Управляющим компаниям необходимо обеспечить контроль за исполнением минимального перечня работ, в том числе путем назначения ответственных должностных лиц, определения графиков осмотра и уборки территорий, вывоза снега и мусора с учетом периодичности оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации и решением собственников помещений в многоквартирном доме.
1.2.) пунктов 3.4.1, 4.1.1, 4.1.3 Правил № 170 в части обеспечения нормируемого температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций.
Рекомендации по недопущению нарушения обязательных требований:
Пунктом 26 Правил № 290 предусмотрено, что работы по обеспечению вывоза бытовых отходов, в том числе откачке жидких бытовых отходов, включают: незамедлительный вывоз твердых бытовых отходов при накоплении более 2,5 куб. метров; вывоз жидких бытовых отходов из дворовых туалетов, находящихся на придомовой территории; вывоз бытовых сточных вод из септиков, находящихся на придомовой территории; организацию мест накопления бытовых отходов, сбор отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению таких отходов.
1.3.) пункта 3.2.16 Правил № 170, подпунктами «ж», «к» пункта 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 в части не допущения размещения на лестничных площадках бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов.
Рекомендации по недопущению нарушения обязательных требований. Обеспечить проведение общих и частичных осмотров в соответствии с требованиями действующего законодательства, обеспечить при необходимости проведение инструментальных обследований технического состояния конструкций, инженерного оборудования их отдельных элементов.
1.4.) статей 36, 44 Жилищного кодекса РФ в части обеспечения порядка пользования земельным участком, являющимся общим имуществом многоквартирного дома.
Рекомендации по недопущению нарушения обязательных требований: В соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса РФ принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, в силу обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, должна обеспечить проведение комплексных мероприятий по недопущению самовольного распоряжения общим имуществом многоквартирного дома (в том числе земельным участком) в отсутствие решения общего собрания собственников, в том числе путем проведения систематической профилактической работы с собственниками и нанимателями жилых помещений, защиты прав собственников помещений многоквартирного дома в части неправомерного использования сторонними лицами общего имущества в судебном порядке.
а) статей 46,52,58,62 Правил благоустройства города в части содержания используемой и прилегающей территории, фасадов, зданий, строений, сооружений в ненадлежащем состоянии, нарушающем эстетическое восприятие городской среды (наличие мусора, остатков сырья и материалов, тары и упаковки, объявлений, афиш, рекламы, надписей, иной информационно-печатной продукции в неустановленных местах);
б) статьи 47 Правил благоустройства города в части осуществления хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой образуются отходы, без заключенных договоров на обращение с ТКО с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, на обращение с отходами производства и потребления - со специализированными организациями, осуществляющими сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание отходов производства и потребления, а также без документов, подтверждающих периодичность фактов сдачи ТКО региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, отходов производства и потребления - специализированным организациям, осуществляющим сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание отходов производства и потребления;
в) статей 45,46 Правил благоустройства города в части складирования, сброса снега и скола льда в не установленных местах, разбрасывания, выталкивания и иных действий по перемещению снега и скола льда владельцами, пользователями, арендаторами земельных участков, за границы принадлежащих им земельных участков; оставления на территориях земельных участков, в том числе прилегающих территориях, накопленного и не вывезенного снега, скола льда, более 7 суток после окончания работ по очистке территории;
Рекомендации по недопущению нарушения обязательных требований: Собственникам и правообладателям земельных участков, зданий, строений и сооружений необходимо обеспечить контроль за поддержанием территории в надлежащем эстетическом состоянии, в том числе путем определения ответственных должностных лиц, своевременного заключения договоров на уборку территории, вывоз твердых коммунальных отходов и снега, недопущения размещения несанкционированной информационно-печатной продукции на принадлежащем (используемом) имуществе, обеспечения сохранности зеленых насаждений на территории города.