Ежегодно в конце ноября, во множестве стран отмечают Всемирный день отказа от покупок (Buy nothing day). На 24 часа в этот день всем желающим предлагается отказаться от приобретения любых товаров. День отказа от покупок проходит в традиционное время начала рождественских распродаж по всему миру. В этот день магазины получают от 20 до 50% своей годовой выручки. Россия такой праздник официально пока не признала, но отдельные регионы уже поддерживают предложенную в 1992 году идею канадского журналиста Калле Ласна. Целью проведения такого праздника-акции является желание привлечь внимание людей к состоянию своей потребительской корзины. По статистике, 40 % товаров покупаются спонтанных, необдуманных, и, соответственно, ненужных. За ненадобностью более половины из приобретенных в спешке товаров выбрасывается. Активисты всемирного дня отказа от покупок пытаются донести до граждан проблемы исчерпанности природных ресурсов. Для производства ненужных товаров затрачиваются огромные резервы недр Земли. Часто эти богатства невосполнимы. Покупатели, страдающие излишней любовью к шопингу, могут присоединиться к акции самостоятельно и устроить себе небольшой «стоп» от покупок.
Международный день отказа от покупок в первую очередь направлен на снижение сверхпотребления, а также против неравного распределения материальных благ в мире. Общество не может потреблять тот объем товаров и услуг, который предлагают производители. Радость от покупки новой вещи, от впечатлений или поездки будет в том случае, если потребитель ждет это событие. Поэтому потребление должно быть осознанное. Разумное потребление – это понимание того, что вы покупаете (качество вещи), у кого (политика компании).
В день празднования Всемирного дня отказа от покупок нам хотелось бы особое внимание уделить проблеме приобретения товаров с недостатками, которая достаточно актуальна.
Итак, в случае если в приобретенном товаре потребителем был обнаружен недостаток и он не был оговорен продавцом, то на основании п.1 ст.18 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе:
-потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула;
-потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
-потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
-потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
-отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
При этом потребитель вправе потребовать возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
В соответствии с п.5 ст.18 Закона, продавец обязан принять товар ненадлежащего качества и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при ее проведении.
Если в результате экспертизы товара будет установлено, что недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец, потребитель обязан возместить ему расходы на проведение экспертизы. В случае несогласия с результатами экспертизы потребитель может оспорить данную экспертизу только в суде.
Потребителю необходимо знать, что требование к продавцу о возврате денег за товар носит имущественный характер. В случае отказа продавца в удовлетворении требований потребителя спор разрешается в судебном порядке.
Указанное выше означает, что правом принудительного побуждения тех или иных хозяйствующих субъектов к выполнению тех или иных действий в пользу граждан, чьи действия и решения на этот счет носили бы законный и обязательный характер, обладают только органы судебной власти.
Напоминаем, что, специалисты консультационных пунктов ФБУЗ «ЦГиЭ в ХМАО-Югре» проводят консультирования граждан по интересующим их вопросам по телефонам горячей линии:
г.Ханты-Мансийск - 8 (3467) 36-30-88
г.Белоярский - 8(34670) 2-72-18
г. Лангепас - 8 (34669) 2-02-04, 2-90-88
г. Нефтеюганск – 8(3463) 22-63-54
г.Нягань - 8 (34672) 6-72-17
г.Советский - 8 (34675)30-980
г.Сургут - 8(3462) 3-56-988
г.Радужный - 8 (34668)38-689
г.Нижневартовск - 8(3466)61-32-21
г.Когалым - 8 (34667) 2-33-03
г.Урай - 8 (34676) 4-60-75
Единый информационный центр Роспотребнадзора – 8 800 555 49 43
Внимание!
Граждане, в случае нарушения их прав, при приобретении продуктов питания не надлежащего качества, либо по иным вопросам применения положений санитарного законодательства и законодательства о защите прав потребителей могут обратиться в Роспотребназдор, территориальный орган, лично с предъявлением документа, удостоверяющего личность, либо через многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг с предъявлением документа, удостоверяющего личность. Подать обращение можно после прохождения идентификации и аутентификации на едином портале государственных и муниципальных услуг, или на официальных сайтах контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет», а также в информационных системах контрольных (надзорных) органов (в форме электронного сообщения - путем заполнения специальной электронной формы на Едином портале Роспотребнадзора для подачи обращений граждан, которая размещена по адресу-http://petition.rospotrebnadzor.ru/petition/.