В адрес депутата Думы ХМАО-Югры Степана Пыталева обратились работники бюджетной сферы с просьбой дать разъяснения по вопросу компенсации льготного проезда для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Основной вопрос вызывают пункты 9 и 10 раздела I “Официальное толкование пункта 1 статьи 4″ О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, работающих в государственных органах и государственных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры”, утвержденное постановлением Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 1 марта 2010 года N 4676. В п.9 говорится, что «если работник проводит отпуск в нескольких местах, то компенсируется стоимость проезда только к одному из этих мест (по выбору работника)». В этом же пункте далее говорится, что компенсируется фактическая стоимость проезда по кратчайшему маршруту следования или на основании справки о стоимости проезда. При этом кратчайшим маршрутом следования признается наименьшее расстояние от места жительства работника до места использования отпуска, включая промежуточные пункты следования, находящиеся последовательно в направлении от места жительства работника к месту использования отпуска и обратно. В п.10 говорится: «В случае отсутствия прямого маршрута к месту использования отпуска и обратно работодатель компенсирует работнику стоимость проезда по всем пунктам следования кратчайшим маршрутом независимо от времени нахождения в промежуточном пункте следования.» У работников возник вопрос: «Если компенсации подлежит проезд только к одному из мест отдыха, то почему в п.9 указано, что «по кратчайшему маршруту, включая промежуточные пункты»? Что значит «в случае отсутствия прямого маршрута», если в п.9 уже сказано, что «кратчайшим маршрутом, включая промежуточные пункты» не зависимо от наличия прямого маршрута. Как пример просили рассмотреть следующую ситуацию: Человек едет из Сургута в Красноярск на поезде, далее из Красноярска на самолете летит в Москву, пробыв в Красноярске 2 недели. Как в данном случае будет компенсироваться стоимость проезда? По какому маршруту, каким видом транспорта? Имеет ли значение время, которое он пробыл в Красноярске? Если рассматривать пример выше, получается прямого маршрута Сургут-Красноярск-Москва нет, следовательно, должен оплачиваться весь маршрут? Или прямой маршрут считается Сургут-Москва, тогда на каком виде транспорта? Другой пример: Сургут-Омск-Москва самолет. Это не прямой маршрут, но учитывая п.9 «включая промежуточные пункты следования, находящиеся последовательно в направлении от места жительства работника к месту использования отпуска и обратно», то расходы на проезд до Омска тоже должны учитываться? В то же время, если смотреть п.10, есть прямой маршрут Сургут-Москва, в этом случае расходы на проезд до Омска не должны учитываться, в соответствии с п.10, но тогда получается, что п.10 противоречит п.9. В ответе на обращение Степан Владимирович дал подробное разъяснение: «Пункт 9 раздела I Официального толкования устанавливает условия компенсации стоимости проезда при проведении отпуска в нескольких местах. Данным пунктом установлена компенсация проезда в обе стороны только к одному из этих мест. При этом кратчайшим маршрутом следования признается наименьшее расстояние от места жительства работника до места использования отпуска, включая промежуточные пункты следования, находящиеся последовательно в направлении от места жительства работника к месту использования отпуска и обратно с учетом существующей транспортной схемы. В силу пункта 10 раздела I Официального толкования в случае отсутствия прямого маршрута к месту использования отпуска и обратно работодатель компенсирует работнику стоимость проезда по всем пунктам следования кратчайшим маршрутом, независимо от времени нахождения работника в промежуточном пункте следования. Для этого работнику также необходимо предоставить справку об отсутствии прямого маршрута от организации, осуществляющей продажу проездных документов и перевозочных билетов. Исходя из примера, изложенного в Вашем обращении, разъясняю следующее: Если местом использования отпуска является город Москва, то маршрут г. Сургут – г. Красноярск – г. Москва не является кратчайшим, так как по существующей транспортной схеме кратчайшим является маршрут г. Сургут – г. Москва. По маршруту г. Сургут – г. Омск – г. Москва расчет и компенсация проезда к месту проведения отпуска и обратно производится аналогично.