Город Нефтеюганск
Официальный сайт органов местного самоуправления



Забытая тетрадь (из семейного архива)

Моей бабушке – учителю с большой буквы, посвящается

Преодолеем все невзгоды,

Романтикой разбавим годы,

Жизнь обратим в почётное призванье, -

Пусть тешится всю жизнь сознанье

Необходимого единого пути,

С которого теперь уж не сойти.

 

Я родилась в семье учителей. Мой папа Валентин Петрович работал учителем  русского языка и литературы, мама Татьяна Геннадьевна - учителем математики.

Каждый вечер за ужином я была невольной участницей мини-педсоветов, на которых обсуждали программы и планы, переживали и радовались за учеников, гордились коллегами. Наверное, поэтому, когда я пришла в школу учиться, я уже всех знала, будто здесь и была.

На этом семейном педсовете часто присутствовала еще и моя бабушка, учитель со званием «Отличник народного просвещения», всю жизнь посвятившая школе и ликвидации безграмотности школьного населения села Таскаево Барабинского района Новосибирской области. Поскольку в нашей школе учились дети из соседних деревень, её знал весь район. Если в каком-нибудь соседнем селе кто-нибудь из взрослых людей спрашивал кто я и откуда, я без промедления говорила, что я внучка Лидии Ивановны. И все сразу понимали, кто я!

Бабушка вырастила несколько поколений учеников, в том числе - моих родителей и меня. Сама она рассказывала, как тяжело было учиться в послевоенные годы: кругом голод и разруха. Она жила в одном городе, а училась в другом, до которого удобнее всего было добираться по железнодорожной ветке на товарных составах. Ездила она на учёбу со своей подругой, на которой и женился её младший брат. А их дочь - Лидия Валентиновна (папина двоюродная сестра) стала учителем двух дисциплин: учителем русского языка и литературы (как мама и тетя) и еще биологии.

В своё время, может по примеру своих родственников, папа женился на учительнице.

Мамина сестра - Лидия Геннадьевна, всю жизнь проработала учителем начальных классов.

Папин брат – Михаил Петрович, дальше всех продвинулся по науке и стал профессором Югорского Государственного Университета.

Перелистнём страницу позабытого листа,

Смахнём слезу, узнав знакомый почерк. Да,

Судьбу не перепишешь: жизнь одна;

Но сколько света в ней, семейного тепла...

Толчком к написанию этих страниц послужило появление тетради, которая нашлась при переезде у дяди Миши в старой квартире, где и проживала последние годы своей жизни бабушка. В неё моя бабушка Лидия Ивановна Сартакова, будучи в глубоком пенсионном возрасте, записывала номера телефонов, кулинарные и лекарственные рецепты, трудные слова из кроссвордов. Среди прочих записей в этой тетради были обнаружены стихи, написанные ей в последние трудные годы временного одиночества и переезда на другое место жительства. Здесь радость бытия сочетается с печальной безысходностью уходящего века, а безверие обретает надежду.

Печали, радости, везенья остановились –

Нет сомненья: остановился жизни круг -

Надежды все пропали вдруг.

В стареющем и дряхлом теле

Душа трепещет еле-еле.

Написанного текста всего четыре странички, и, конечно, бабушка Лида не собиралась поразить нас своим стихосложением. Она всего лишь случайным образом отразила занимавшие её раздумья и события, а некоторые слова имеют образные отрывы от земного притяжения в мир облаков и созвездий.

За что бы зацепиться мыслью,

Поддаться бы какому-то желанью,

А может, просто с божескою высью

Мне приготовиться к свиданью…

Моя бабушка Лидия Ивановна прожила свою жизнь так, как повернулась судьба, от которой она не уклонялась. Ей пришлось испытать трудные, голодные военные и послевоенные годы. Она всегда оставалась оплотом нашей семьи, любящей своих родных и близких родственников. Всегда радовалась тому, как мы преодолеваем житейские трудности, или делаем какие-то успехи. Однажды с восторгом и гордостью рассказывала, как увидела на рабочем месте в Ханты-Мансийском банке свою внучку Женю. Со страхом и уважением наблюдала она за стремительным демографическим ростом и частыми по долгу службы перемещениями из города в город нашей семьи Осиповых, отмечая близкие к подвигу наши заслуги.

Открываю бабушкину тетрадь – ежедневник и сразу читаю: «Сыну Мише (моему дяде и папиному брату) 4 января исполнилось 50 лет, мне – 85; делаю запись в День своего рождения. Миша пришёл с работы и говорит: «Мы с тобою юбиляры.» Дальше она пишет, каким памятным был этот год, когда дядя Миша, наконец, защитился и как позже пришло официальное подтверждение из Москвы о его новом статусе Доктора биологических наук. Для нас это событие было номером один.

С большим интересом она следила за тем, как решались домашние и строительные дела её детей и внуков. От этого неожиданного для неё строительного размаха она была просто в восторге и подолгу любила наблюдать за тем, как летят из-под рубанка опилки, наклеиваются обои, или внимательно рассматривать и оценивать очередную готовую для проживания комнату. Особенно интересны были моменты, когда помогали внуки.

Внуков любила искренно. Они, по степени значимости среди нас, взрослых, ставили её на заслуженное заботой и вниманием первое место. Они окружали свою бабу Лиду плотным кольцом, стараясь привлечь её драгоценное внимание, которым она одаривала их в виде обильной похвалы, отчего они становились похожими на маленьких задорных обезьянок. Она во всём была для них первым другом и советчиком.

В своих заметках бабушка Лида возвращается в 60-е годы. После педагогического училища, по распределению, она попадает в деревню. Не сказать, чтобы ей, человеку городскому, в деревне было очень трудно привыкать к простому быту без особых удобств. Она, как оптимист и любитель посмеяться, во всём находила определённый смысл, поэтому с улыбкой приняла предложение деда Петра. И вот к школьной работе в две смены прибавились заботы по дому, хозяйству, огороду.

Но жизнь – большое испытанье

В труде – на прочность,

На мораль – в семье,

На уважение – к родне

И, разумеется, - к себе

Остались после бабушки Лиды  и фрагменты стихотворных откровений, которые, в основном, отразили переживания её последних лет. Воспоминания о жизни в деревне перерастают здесь в пронзительный крик страдающей души, смирившейся с нелёгкой судьбой. Но есть и приятные моменты налаживания нашей жизни, ведь об этом она только и думала.

Придётся мне сказать стихами

В такой солидный дряхлый час:

Мы расстаёмся все с мечтами,

Когда уходит жизнь от нас.

 

Останусь ли во внуках, детях,

В каких-то суетных делах,

В своих несбыточных мечтах,

В своих неразрешимых снах?

 

Трудная школьная работа с вечерними проверками тетрадей сочеталась с ведением хозяйства, по состоянию которого и оценивался деревенский человек. Если от школы можно было отдохнуть хотя бы в воскресный день, то от коров, свиней и прочей живности и в праздник было не спрятаться. В деревне подсобное хозяйство было основным мерилом материального благополучия и человеческой положительности. Но эта оценка была чисто внешней. За житейскими заботами трудно было пробиться к радостям семейного общения.

Всё просто: школа, огород

И ещё тысяча забот:

Белить, доить, рано вставать

И огороды убирать...

Личного времени для отдыха почти не было, но всё-таки вечерами иногда выкраивали время чтобы почитать вслух какую-нибудь интересную для всех книжку, вроде «Робинзон Крузо», или «Маленький оборвыш». Бабушка Лида была легка на подъём, быстро переключалась с одного дела на другое, одновременно могла копать огород, белить стены и варить варенье, или одновременно качать на одном колене внучку, а на другом – проверять ученические тетради.

Учиться детям помогала,

Бывало, внуков развлекала.

Все дети – лучшего не надо:

Умны, красивы – вот отрада!

Горы тетрадей сопровождали и моего отца. Без тетрадей не обходился ни один вечер, проверяли всей семьей. Я помогала проверять тетради класса с седьмого. Наверное, поэтому я не стала учителем русского языка, а выбрала биологию, где нужно было много рисовать.

В общем, наши уважаемые предшественники жили и выживали по-советски правильно: на первом месте – трудовой подвиг, а там - как придётся. Так, в заботах и хлопотах жила почти вся наша страна, но не нужно было забывать и о семье, поэтому бабушка Лида насколько могла, отодвигала нас от этой деревенской материальной основательности. Шли в ход беседы о литературных героях и интересных людях. Часто приводила пример идеальных отношений в их семье, где образцом высокой порядочности и образованности всегда фигурировал её отец - Иван Андреевич; сокрушалась, что нам не суждено было встретиться с этим безмерно добрым и умным человеком. Конечно, значительную роль в нашем «облагораживании» сыграла семья её «городской» сестры. Их большая библиотека, состоящая из собраний сочинений мировой художественной литературы нас просто завораживала; а разговоры, в которых не упоминались погодные условия с огородами и коровами тоже могли формировать наши эстетические вкусы.

В школе бабушка Лида тоже легко и свободно обращалась с учениками разных возрастов. В отношениях с коллегами занимала устойчивый нейтралитет, сторонилась закулисных разговоров и сплетен. Была на особом счету у администрации школы и района за интересные, творческие открытые уроки по литературе и русскому языку. Как человек не тщеславный, к почётным грамотам относилась равнодушно и не претендовала на открывшуюся однажды возможность стать директором школы.

Для бабушки Лиды немеркнущим светом всегда была семья, в которой она, нам в назидание, не всегда находила, так необходимую ей, духовную поддержку. Это и повод, посмотреть на себя со стороны, или даже просчитать своё подсознательное будущее, чтобы уже в настоящем времени наши желания и поступки, а может и стихи, соответствовали званию настоящего семьянина, а значит и счастливого человека.

Своею скромностью хранима,

Облагораживала всех,

Чтоб соблюсти семьи успех.